Исследовательская работа
"Патриоты Отечества"
Мальчишка рос вполне самостоятельным, причем проявлял характер чуть ли не с ясельного возраста. Будучи пятиклассником, стиркой занялся, заявив решительно: «Мама, я сам!»
Из воспоминаний матери Сергея Владимировича Маслова Валентины Николаевны:
«Я всегда детям внушала три главных принципа: чтобы трудиться умели и любили, чужого не брали и учителей уважали Не припомню, чтобы Сергея приходилось заставлять что-то сделать. Он действительно очень рано проявил самостоятельность и следовал ей в дальнейшем. Может, потому, что был старшим среди детей, опекая младших брата и сестру. Бывало, прихожу домой с ночного дежурства (работала медсестрой), а там все в порядке, все прибрано, нехитрый завтрак для меня приготовлен - Сережа в школу ушел...».
Много читал. Однажды взял у кого-то на время интересную книгу и засиделся с нею за полночь, пока мама не заставила погасить свет - ведь назавтра в школу. Много позже Сергей признался, что схитрил тогда: подождал, пока мама уснет, и потихоньку залез в домашнее подполье. Уселся там на ступеньку лестницы, включил свет и читал почти до утра. То-то потом удивлялась классный руководитель М. М. Бекбулатова - весь день в школе Маслов сонный ходит!
Любовь к книге осталась на всю жизнь и много помогла в становлении. Те, кто общается с Сергеем Масловым сегодня, отмечают его обширную эрудицию в разных отраслях знаний.
В школе учился хорошо, почти по всем предметам на-5, только по иностранному и русскому на-4. Был очень активным, добрым мальчиком, участвовал во всех спортивных соревнованиях.
В 8-м классе Сергей с двумя друзьями решил сделать первый шаг навстречу мечте - они поехали поступать в Уссурийское суворовское училище. Экзамены сдал успешно, но... Довольно-таки грубо и зримо подросткам объяснили: об авиации даже не думайте. Неласковый прием так впечатлил, что они дали друг другу вполне детскую «страшную клятву»: в армию теперь - ни ногой! Сергей Маслов, ее нарушил. «Реактивным двигателем», который подтолкнул будущего Героя к поступлению в военное училище, стал школьный военрук В. И. Фоминцев
Владимир Иванович, в своей беседе отметил, что Сергей всегда хотел стать летчиком, и не просто летчиком, а летчиком-истребителем. Скорость, маневр, динамика событий - дух захватывает, адреналин скачет. «Сергей был целеустремленным, настойчиво шел к своей мечте!».
Стать летчиком Сергей Маслов, как это ни тривиально, мечтал с детства. «С шести лет в небо заглядывал, - вспоминает его мама Валентина Николаевна. - Все типы самолетов и вертолетов определял на звук». И откудаэто? В семье вроде летчиков не было. Наверное, так звала его судьба.
Поскольку мечтал летать, требовалась спортивная подготовка. По утрам, еще до школьных занятий, Сергей совершал пробежки: то из Тогура до Волкова и обратно, то до автотранспортного предприятия круг сделает. Зимой сражался с пацанами на хоккейной площадке.
В 1975 за хорошую учебу и активную общественную работу был награжден путевкой во всесоюзный орденов Трудового красного знамени и дружбы народов пионерский лагерь «Артек».
Колпашевский горком комсомола, поддерживая желание парня, выдал ему путевку для поступления в высшее военное училище. Но... в Сызранское, которое специализируется на подготовке вертолетчиков.
Из беседы с Масловым С.В., можно сделать вывод, что об этом он не жалеет. Тем более, что налетался потом в испытательном центре и на самолетах.
Закончив училище с «красным» дипломом, лейтенант Маслов был направлен для прохождения службы в Центральную группу советских войск, дислоцировавшуюся в Чехословакии. Здесь молодой летчик и «встал на крыло», получив настоящую профессиональную квалификацию. А вскоре и боевую: был направлен в Афганистан.
Там было жарко в прямом и переносном смысле слова. Лашкаргах, Кандагар - эти географические названия, где «работал» пилот МИ-24 Маслов, много скажут ветеранам Афганистана.
В самый разгар военных событий в Афганистане, с 1986 по 1987 г.г. Сергей Владимирович в числе других офицеров с честью выполнял свой интернациональный долг в дружественной республике. Будучи командиром вертолета Ми-24П, он выполнял задания командования по уничтожению бандформирований противника, обеспечивал сопровождение и прикрытие действий разведгрупп, эвакуацию раненых. На счету командира Маслова значится 368 боевых вылетов. Выполнение заданий всегда приходилось осуществлять в основном в местах массовой дислокации боевиков, а потому избежать обстрела практически было невозможно. Вертолет неоднократно получал серьезные повреждения, однако, опыту и высокому профессиализму летчика Маслова машина всегда возвращалась на базу вместе с экипажем. За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, С.В. Маслов был награжден орденом «Красная Звезда».
Домой Сергей Владимирович вернулся с орденом Красной Звезды, медалями. И со своеобразным «афганским шлейфом».
Из воспоминаний матери Сергея: «Приехав на побывку в Тогур, как-то попросил купить в аптеке лекарства. По дороге глянула в переданный сыном список и ахнула: по этим лекарствам определялся целый букет болячек. К счастью, здоровье потом восстановилось».
С будущей супругой он познакомился на свадьбе - не своей, конечно. Гуляли всю ночь... Потом переписывались. А в Афганистан Татьяна чуть не каждый день посылала письма уже как жена, передавая молодому папе привет от дочки Даши (она теперь учится в знаменитом МВТУ имени Баумана). Позднее родился и сын, Ваня, ныне студент колледжа - крепкий парень, внешне очень похожий на отца.
Переменив несколько мест службы, от Прибалтики до Дальнего Востока, поучившись в Военной академии (опять же «красный» диплом), Сергей Владимирович Маслов поступил в Ахтубинскую школу летчиков-испытателей. Ее он тоже закончил с отличием. Высокие моральные качества, профессиональная и общая эрудиция позволили в итоге занять должность заместителя начальника Чкаловского испытательного центра.
Это автономный центр, ведущий и испытания и оценку вертолетных авиакомплексов, самолетов первоначального обучения и самолетов военно-транспортной авиации, их оборудования и вооружения. Здесь также испытываются авиационные и ракетные двигатели, системы жизнеобеспечения и спасения экипажей (в том числе пилотируемых космических кораблей).
Одна из последних по времени известных работ Чкаловского центра - испытания ударного вертолета МИ-28Н, который еще называют «ночной охотник». Это машина нового поколения, которая к 2015 году должна заменить в войсках вертолеты огневой поддержки МИ-24.
Высота полета вертолета 5-15 метров даже в сложных метеоусловиях, притом - круглосуточно. Может спрятаться в складках местности или за деревьями, выставив только свою «макушку» с РЛС, - и всё увидит. Есть система речевой индикации, этакая современная сказка (...и сказал компьютер человеческим голосом: «Противник сзади!»).
Вертолет имеет разнообразное и мощное вооружение. Крейсерская скорость - 265 километров в час, потолок - 5,7 км, скороподъемность - 816 метров в минуту, практическая дальность полета -500 километров. В общем – как говорил Маслов на встрече с с обучающимися 11 классов - классная машина!
Ввод в строй «ночного охотника» тоже имелся в виду, когда на имя Президента РФ поступило представление о присвоении звания Героя России полковнику Маслову Сергею Владимировичу. Сам полковник, получив приглашение прибыть с супругой 29 апреля в Кремль, уже знал, для чего. Позвонил в Тогур родным: «Смотрите новости!».