Зеленко Андрей Жаннович, центр музейной педагогики "светоч", герой россии, герои россии, герой отечества, крылья победы, средняя школа,   Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков,

Дата рождения:  17 августа 1965

Место рождения:  город Бердичев Житомирской области Украины

Должность: заместитель командира авиационной эскадрильи 117-го военно-транспортного Берлинского ордена Кутузова III степени авиационного полка 61-й воздушной армии Военно-транспортной авиации, подполковник

ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1973 году окончил  Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков

В 1999 году окончил  Военно-воздушную академию имени

Ю. А. Гагарина

ПОДВИГ:

21 июня 2000 года во время рейса «Махачкала-Астрахань-Новосибирск» на Ил-76, на борту которого находились 220 дагестанских призывников и 12 человек экипажа на высоте 5000 м возникли неполадки в работе некоторых систем. Через несколько минут вышли из строя почти все системы управления и датчики — отказали насосы подачи топлива из баков левого крыла, произошёл отказ гидросистемы, отказ управления механизацией, отказ шасси. Из-за подачи топлива только из баков одного крыла возник постоянно усиливающийся крен самолёта. Командир экипажа сумел развернуть самолёт к ближайшему аэродрому и около получаса, во время которого возник пожар двигателей левого крыла и отказала система торможения в воздухе, вёл почти неуправляемую машину и сумел зайти на посадку.

Несмотря на то, что взлётно-посадочная полоса была короче, чем требуется для самолётов такого класса, а самолёт из-за отказа систем торможения садился со скоростью, в несколько раз превышающей допустимую, Андрей Зеленко посадил горящую машину на самое начало полосы, чтобы иметь большее время для торможения на земле, параллельно приняв меры для предотвращения паники среды призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолёта, а также распределил силы экипажа и ещё до посадки произвёл открытие люков на выходах из самолёта.

Самолёт, посадочная скорость которого составила около 400 км/ч вместо обычных 250, проехал полосу и выкатился за её окончание. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. Андрей Зеленко покинул самолёт последним, так как лично убедился, что никого в нём не осталось, и только успел отбежать на безопасное расстояние, как лайнер взорвался. Ни один человек не получил никаких травм. Причиной аварии позже было названо короткое замыкание в одном из силовых кабелей самолёта.

МЕСТО СЛУЖБЫ:

Проходил службу в:

Военно-транспортной авиации в Кировабаде, Таганроге, Укурее (Забайкалье), Сеща (Брянская область), Кречевицы (Новгородская область), Оренбурге, Твери и Иваново

НАГРАДЫ:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации

(19 августа 2000 года

Военный летчик 1-го класса