Аварийная посадка Ту-154
в Ижме 7 сентября 2010 года

 Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный (город в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия))—Москва, но через 3,5 часа после взлёта на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге экипаж произвёл вынужденную посадку лайнера (визуально) в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолётов этого типа взлётную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки при пробеге самолёт выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолёта 81 человека (9 членов экипажа и 72 пассажиров) не пострадал.

Экипаж

Командир воздушного судна (КВС) — Евгений Геннадиевич Новосёлов 

Налетал свыше 8500 часов

Второй пилот — Андрей Александрович Ламанов

Налетал свыше 10 500 часов

Штурман — Сергей Владимирович Талалаев

Бортинженер — Рафик Ахметнурович Каримов

Бортпроводники:

Николай Юрьевич Дмитриев

Елена Фёдоровна Дмитриева

Елена Владимировна Разумова

Рифкат Гальмутдинович Низамов

Василий Георгиевич Выродов

Рейс ЯМ 516 вылетел из Удачного в 03:27 MSK и взял курс на Москву.

В 06:57 MSK рейс 516 следовал через Усинск на высоте 10 600 метров, когда вследствие неисправности аккумуляторных батарей пропало электрическое питание, перестало работать навигационное и радиосвязное оборудование, а также электрические топливные насосы, оставив машину только с оперативным запасом авиатоплива 3300 килограммов, достаточным для 30 минут полёта. Пилоты снизили самолёт до 3000 метров, чтобы попытаться запустить ВСУ, приводящую в действие четвёртый (резервный) генератор. Отключение электропривода насосов не позволяло осуществить перекачку авиатоплива из топливных баков крыла в расходный бак в фюзеляже. Первое сообщение о проблемах с электропитанием на борту поступило в 06:57 MSK, а когда лайнер снизился до 3000 метров, связь с ним была потеряна окончательно. Информацию о местонахождении рейса 516 передавал 

аварийный  буй.

Примерно в 07:47 MSK органы МЧС в Ижме были проинформированы, что самолёт может совершить вынужденную посадку в местном аэропорту. Аэропорт Ижмы был бывшим аэропортом местных воздушных линий, который после закрытия в 2003 году использовался только как вертолётная площадка, а его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 метров для взлётов и посадок Ту-154 была непригодна. Аэродром был закрыт для приёма самолётов в 2003 году

Пилоты, по их признанию, обнаружили аэропорт Ижмы случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели лайнер на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приводнение. Обнаружение взлётной полосы было неожиданной удачей. Большая часть бортового навигационного оборудования не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам.

Часть пассажиров перед посадкой была переведена в переднюю часть салона для равномерного распределения перед аварийными выходами. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками, в связи с этим посадочная скорость 350—380 км/ч была значительно выше нормы (270 км/ч). Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, это дало возможность пилотам оценить состояние ВПП (отсутствие на ней препятствий). Только с третьего захода в 07:55 по местному времени была совершена успешная аварийная посадка, но самолёт выкатился на 164 метра за торец ВПП в кустарник и мелкий лес, в результате чего он был частично повреждён. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были успешно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. Пострадавших не было.

Успешная посадка аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую взлетную полосу в этих метеоусловиях была расценена российскими авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник