Гражданская война в Таджикистане

1992-1997

Оловаренко Валерий Леонидович
командир танкового взвода 149-го гвардейского мотострелкового полка 201-й мотострелковой дивизии Группы российских войск в Таджикистане. Лейтенант 

Мишин Игорь Анатольевич
Командир разведывательного взвода 149-го гвардейского мотострелкового Ченстоховского полка Группы российских войск в Таджикистане. Старший лейтенант 

Тарасов Василий Владимировичкомандир эскадрильи в составе авиации Группы ФПС России в Таджикистане. Майор

Будай Игорь Михайлович член экипажа экипажа подполковника Юрия Ставицкого в составе авиации Группы ФПС России в Таджикистане. Капитан

Липовой Сергей Анатольевич командовал Душанбинским отдельным вертолётным авиаполком ФПС РФ в составе Группы российских погранвойск в Таджикистане. Генерал-майор

Ставицкий Юрий Иванович командир экипажа вертолёта группы Федеральной пограничной службы России в Таджикистане. Подполковник 

Стовба Валерий Станиславович бортмеханик экипажа вертолёта Ми-8 Душанбинского отдельного вертолетного авиационного полка ФПС РФ в составе Группы российских пограничных войск в Таджикистане. Капитан

Предпосылками к гражданской войне в Таджикистане послужил ряд причин: сложившееся к тому времени тяжёлое экономическое положение, клановое мировоззрение таджиков и высокая степень их религиозности. Во время перестройки в Таджикской ССР стало возникать исламско-демократическое движение. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения (ПИВ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) и ряд других движений. 

В советское время доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области («ленинабадцы»), занимавшие высшие административные посты, с которыми активно сотрудничали выходцы из Куляба — «кулябцы», занимавшие высшие посты в силовых структурах (МВД). После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — «бадахшанцы», «гиссарцы» и «гармцы» попытались изменить распределение ролей в управлении страной.

Фактически прелюдией к будущей войне стали массовые беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года, с требованием отставки Первого Секретаря ЦК Компартии Таджикской ССР Кахара Махкамова, который в ноябре того же года был избран первым президентом Таджикистана. Основные требования митингующих сводились к отставке С. Кенджаева с поста Председателя Верховного Совета республики, роспуску парламента и проведению досрочных выборов депутатского корпуса на многопартийной основе. Социальной базой оппозиции стали беднейшие слои населения, возмущенные падением и без того низкого уровня жизни, отошедшие от активного труда ветераны, а также часть интеллигенции и студенчество. Значительную роль сыграла также деятельность религиозного крыла оппозиции и, прежде всего, Исламская партия возрождения.

Решения сессии Верховного Совета Таджикистана по стабилизации обстановки в республике и уступки президента Р. Набиева, удовлетворившего основные требования оппозиции, вызвали значительные разногласия среди населения, что явилось причиной дальнейшего осложнения обстановки и привело к расколу общества на две части. 

Организованный в г. Душанбе на площади Озоди по инициативе правительства митинг в поддержку законной власти перерос в постоянное присутствие там большого количества митингующих (более 50 тыс. чел.), требующих восстановления С. Кенджаева на посту Председателя Верховного Совета, опубликования проекта Конституции, отставки главного духовного лица Казикалона, а также недопущения государственного переворота и создания в Таджикистане исламской республики.

В противовес этому, оппозиция главными требованиями выдвигала отставку президента и правительства, создание исламской республики, немедленное прекращение митинга на площади Озоди, отмену указа президента о назначении С. Кенджаева на должность председателя Комитета национальной безопасности. 
В этих условиях руководство республики заняло жесткую позицию и на уступки не пошло. Более того, 3 апреля на чрезвычайной сессии Верховного Совета С. Кенджаев был восстановлен на посту Председателя Верховного Совета республики. Продолжилось формирование Национальной гвардии, в которую к тому времени уже было призвано около 700 чел., выдано оружие, боеприпасы и обмундирование. 
Оппозиция в ответ на это возобновила формирование отрядов ополчения, в которых к тому времени насчитывалось уже около 20 тыс. чел. Начиналось противостояние, готовое перейти в вооруженное столкновение. В республике резко обозначился раскол общества по политическому, этническому и кланово-родовому признакам. Разжигались националистические и экстремистские настроения, в адрес военных выдвигались обвинения в кровопролитии, высказывались угрозы расправиться с военнослужащими и русскоязычным населением. Захватывались в качестве заложников офицеры, в том числе и для последующего их обмена на оружие. На воинские части совершались вооруженные нападения с целью завладения боевой техникой и вооружением. 
Насильственные акции противоборствующих группировок по отношению к военнослужащим и членам их семей вызывали в армейской среде крайне отрицательный резонанс и принуждали военнослужащих к ответным решительным действиям. Так, в ночь с 6 на 7, а также 10 мая 1992 г., когда неоднократные захваты военнослужащих в качестве заложников, убийство начальника тыла 201 мсд, попытка штурма здания Комитета национальной безопасности Таджикистана, находящегося в непосредственной близости от расположения воинской части, фактически спровоцировали военных на вывод танков на улицы Душанбе для собственной защиты. 

Конфликт по существу разрастался в широкомасштабную гражданскую войну. Развитие событий в Таджикистане грозило стать взрывоопасным для всего среднеазиатского региона с перспективой вмешательства внешних сил, прежде всего афганского и иранского происхождения. Наблюдалась активизация заброски на территорию республики оружия и боеприпасов, а также боевиков, специально подготовленных афганскими моджахедами. Только в течение июля-августа 1992 г. сотни боевиков предпринимали попытки проникновения в Таджикистан, более 400 из них с оружием прорывались через границу. Пограничникам все чаще приходилось сталкиваться с вооруженными группами нарушителей, действия которых всякий раз обеспечивались огневым прикрытием и поддержкой пособников с обеих сторон границы. Серьезную тревогу вызывали рост контрабанды наркотиков, значительная часть которых переправлялась в Россию и другие страны СНГ. 
Основной очаг боевых действий противоборствующих группировок находился на территории Курган-Тюбинской области. В конфликте участвовали главным образом формирования выходцев из Куляба против выходцев из Гарма. Вооруженные столкновения происходили и в других районах республики. Ситуация усугублялась бандитскими действиями выпущенных из мест заключения вооруженных уголовников. Росту уголовных преступлений в Душанбе способствовало присутствие в городе незаконных вооруженных формирований , насчитывавших около 2-3 тыс. чел. В районе Нурекской ГЭС взорваны два моста, а персонал ГЭС насильно удерживался боевиками в качестве заложников. Продолжались нападения на воинские части с целью захвата оружия и боевой техники. Имели место случаи применения бронетехники против мирных жителей. 
В соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в военной области от 25 мая 1993 г. и Соглашением Совета глав государств СНГ о коллективных силах по поддержанию мира и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. были созданы специальные коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошли: 201-я мотострелковая дивизия со средствами усиления ВС РФ и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан. 
Коллективным миротворческим силам были определены следующие задачи: содействие нормализации обстановки на таджико-афганской границе в целях стабилизации общей ситуации в стране и создания условий для диалога между всеми сторонами о путях политического разрешения конфликта; обеспечение доставки и распределения чрезвычайной и иной гуманитарной помощи, создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания и охрана инфраструктуры народнохозяйственных и других жизненно важных объектов. 

Гражданская война в Таджикистане затянулась на длительное время и причинила значительный ущерб. Экономика оказалась в глубоком кризисе, парализован транспорт. В ряде районов республики начался голод. 
Человеческие жертвы исчислялись тысячами, беженцев - сотнями тысяч. 
В ходе столкновений с вооруженными группами нарушителей границы, выполнения задач миротворческой деятельности, а также в результате бандитских нападений на расположения воинских частей и учреждений, террористических актов и диверсий со стороны незаконных вооруженных формирований части и подразделения Российской Армии, Пограничных войск и формирований службы безопасности потеряли убитыми, умершими и пропавшими без вести 302 чел., в том числе части Российской армии - 195 чел., пограничных войск - 104, службы безопасности - 3 чел. Внутренние войска МВД безвозвратных потерь не имели, однако в числе раненых, травмированных и заболевших учтено 86 чел. 
Санитарные потери военнослужащих и лиц гражданского персонала составили 1583 чел., в т.ч. раненых, контуженых и травмированных - 384 чел., заболевших - 1199 чел. 

27 июня 1997 года в Кремле на девятой по счету встрече между представителями противоборствующих сторон (Правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией) при посредничестве ООН было подписано окончательное мирное соглашение. Президентом Таджикистана (по результатам президентских выборов 1999 года) остался сторонник светского правления Эмомали Рахмонов, однако оппозиция получила места в парламенте, административные должности, директорские посты на различных крупных предприятиях, а рядовые бойцы сил оппозиции вошли в состав армии. Начался процесс возвращения беженцев из Афганистана. С 1998 года 27 июня является государственным праздником «День национального единства». Постановлением национального парламента этот день объявлен нерабочим.