ВЫСТАВКА МАКЕТОВ САМОЛЕТОВ

"КРЫЛЬЯ ПОБЕДЫ"

Истребители ВВС РККА

       Истребитель – военный самолет, предназначенный для уничтожения воздушных целей.

ДИ-6

ДИ-6 (ЦКБ-11) — советский двухместный (лётчик и стрелок задней полусферы) самолёт - истребитель выпускавшийся серийно в 1937-38 гг.

Самолет создан бригадой С.А. Кочеригина в конце 1934 г. при непосредственном участии Владимира Панфиловича Яценко.

Первый в мире серийный биплан с убирающимися шасси. Для сварки лонжеронов крыла применялась атомно-водородная сварка – впервые в СССР.

С 1940 года передан в учебные части

И-15

И-15 (прозвище Чато) — советский одномоторный истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова.

В 1935 году самолет был принят на вооружение ВВС РККА.

Самолет применялся во время Гражданской войны в Испании (1936 г.), Японо-Китайской войны (1937 г.), Финской войны (1939 - 1940 гг.) , боевых действий на Халкин-Голе (1939 г.), Великой Отечественной войны. 

И-153

И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель.

Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году.

Особенностью данного самолета являются:

убираемые колеса (лыжи), новая форма крыла – «Чайка», бронеспинка. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.

Принимал участие в боевых действиях в Китае (1937 г.),  Монголии (1939 г.), Финской войне (1939 – 1940 гг.), Великой Отечественной войне на начальном этапе.

И-16

И-16 (ЦКБ-12) «Ишачок» — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан, созданный в ОКБ Поликарпова.

И-16 открыл новый этап развития истребительной авиации.

 

Серийное производство И-16 началось в 1934 году, и до 1937 года СССР оставался единственной страной в мире, имевшей на вооружении скоростные истребители. 
И-16 принимал участие в боевых действиях в Испании (1936 г.), Китае (1937 г.), у озера Хасан (1938 г.), на Халкин-Голе (1939 г.), Советско-Финской войне (1939 – 1940 гг.), Великой Отечественной войне.

МиГ-3

МиГ-3 — разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик ПВО ВВС РККА СССР времён Великой Отечественной войны.

Можно отметить, что ремонтные качества МиГ-3 были исключительными.

На момент принятия на вооружение МиГ-3 был одним из лучших перехватчиков мира.

В Великой Отечественной войне МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли советским лётчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. 

ЛаГГ-3

ЛаГГ-3  — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА перед и во время Великой Отечественной войны.

Производился в 1941—1944 гг.

По отзывам немецких пилотов, именно этот самолёт они больше всего опасались на первом периоде войны из-за его огромной огневой мощи.

Неимоверная живучесть и стойкость к повреждениям конструкции ЛаГГа единогласно признаётся советскими пилотами наивысшей среди всех истребителей ВВС РККА первого периода войны.

Як-3

Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель.

Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М.

Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов.

Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ2 и 720-740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м — 4,1 мин.), хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей.

Когда французским летчикам-истребителям предложили выбрать себе самолеты для пополнения полка «Нормандия - Неман», они из всех советских, американских и английских машин выбрали ЯК-3.

Ла-5фн

Ла-5 — одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А. Лавочкина в 1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла.

Первоначальное название - ЛаГГ-5.

Буквы ФН в маркировке самолёта обозначают Форсированный Непосредственного впрыска топлива.

Новый самолёт начал выпускаться и поступать в войска с марта 1943.

Ла-5 принимали участие в боях с конца 1942 г. по лето 1943 г.

Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы.

Именно здесь начал свой боевой путь знаменитый советский ас Иван Кожедуб.

Свой первый боевой вылет он совершил 6 июля 1943 года на самолёте Ла-5.

ИС-2

В 1938 г. авиаконструктор В.В. Никитин и летчик-испытатель В.В. Шевченко предложили свое решение проблемы совмещения высокой скорости полета и хороших взлетно-посадочных характеристик истребителя.

Они использовали ранее нигде не встречавшуюся схему—полутораплан со складывающимся нижним крылом.

В начале 1939 г. был построен полноразмерный макет самолета.

При взлете и посадке с выпущенным нижним крылом самолет представлял собой полутораплан. Нижнее крыло служило главным образом для снижения посадочной скорости. После синхронной уборки шасси и нижнего крыла истребитель превращался в моноплан с высокорасположенным крылом типа «чайка».

В условиях начавшейся войны дальнейшие работы по доводке истребителей типа ИС пришлось прекратить, хотя в конструкторском бюро уже велись предварительные расчеты для опытных ИС-3 и ИС-4.

И-180

И-180 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х — 40-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова.

Низкоплан, является развитием идеи истребителя И-16 с новой силовой установкой. Показал прекрасные летные данные и высокую скорость.

Скорость - 575 км/ч, время набора высоты 5000 м- 5,6 мин

15 декабря 1938 года в ходе испытаний этого самолета трагическим погиб Валерий Чкалов

Серийный выпуск прекращен в 1940 году.

Всего выпущено 10 экземпляров.

И-185

И-185 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 40-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. По сумме характеристик в опытных образцах превосходил все серийные советские и иностранные поршневые истребители тех лет.

Самолет произвел первый вылет 10 июня 1942 г., успешно прошел в июне-октябре заводские испытания, а в ноябре 1942 г. - январе 1943 г. - госиспытания.

По оценке НИИ ВВС, это был истребитель, превосходивший все истребители мира 1942 г., и притом перспективный. Было отмечено, что он прост по технике пилотирования и доступен летчикам средней квалификации.

БИ-1

БИ (БИ — Березняк — Исаев, также известен под именем «БИ-1») — первый советский ракетный самолёт с жидкостным ракетным двигателем.

Моноплан с низко расположенным крылом, стартовая масса 1,5 т при запасе топлива (азотная кислота и керосин) 500 кг. Размах крыльев 7,5 м.

Малый вес и большая тяга жидкостного ракетного двигателя обеспечивали максимальную скорость горизонтального полета ракетного перехватчика 800 - 850 км/ч. Но самое главное, такой перехватчик имел  громадную по тому времени скороподъемность, почти в 10 раз превышавшую скороподъемность лучших истребителей с поршневыми двигателями.

Бомбардировщики ВВС РККА

Бомбардировщик - военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения.

АНТ-40 (СБ)

АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик.

Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева.

Первый полёт совершил 7 октября 1934 года под управлением лётчика-испытателя К. К. Попова.

Головной серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года.

За годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6831 самолётов различных модификаций.

 

Самолет применялся во время Гражданской войны в Испании (1936 г.), Японо-Китайской войны (1937 г.), боевых действий у озера Хасан (1938 г.), на Халкин-Голе (1939 г.), Финской войны (1939 - 1940 гг.) Великой Отечественной войны .

ДБ-3

ДБ-3 (ЦКБ-30) — дальний бомбардировщик, разработанный в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина.

Первый полёт опытной машины БДД (ЦКБ-26) выполнен летом 1935 года лётчиком-испытателем В. К. Коккинаки.

В 1936 году на самолёте установлено пять мировых рекордов.

Первые удары по Берлину в ночь на 8 августа 1941 года выполнялись экипажами особой группы, сформированной на базе 1 МТАП ВВС Балтийского флота на переоборудованных самолётах ДБ-3Т. Три группы из 15 машин подняли с острова Эзель (Саарема) и успешно выполнили боевую задачу.

Самолёты принимали участие в советско-финской войне зимой 1939-1940 года, в Великой отечественной войне и в Советско- Японской войне в качестве основных дальних бомбардировщиков ВВС РККА, в качестве торпедоносцев в ВВС ВМФ, а также в качестве транспортных самолётов, буксировщиков планеров и разведчиков.

Ил - 4 (ДБ - 3ф)

Ил-4 — двухмоторный дальний бомбардировщик, развитие ДБ-3 с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для DC-3/Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси, разработанным ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Наименование Ил-4 самолет получил в марте 1942 года.

Вместе с ДБ-3 их было выпущено около 6800 экземпляров (из них Ил-4 — 5256).

Як - 2 (ББ - 22)

Як-2 — советский разведчик-бомбардировщик. Всего выпущено 111 единиц.

В НИИ ВВС при испытаниях в пятом полете удалось разогнать «самолет № 22» до максимальной скорости 567 км/ч на высоте 4900 м.

Первым авиаполком, получившим на вооружение самолеты Яковлева, стал 136-й ближнебомбардировочный. Многочисленные дефекты ББ-22, требовавшие устранения силами заводских бригад, сильно повлияли на ход боевой подготовки

Су - 2

Су-2 (ББ-1) — советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны конструкции П. О. Сухого.

25 августа 1937 года впервые поднялся в воздух. С 1940 года выпускался серийно.

Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2 советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести всего 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. При этом средние боевые безвозвратные потери советских бомбардировщиков в 1941 году составили 1 самолёт на 14 вылетов, то есть были в 1,61 раз больше.

Производство Су-2 было прекращено в начале 1942 года

Пе - 2

Пе-2 (Пешка)  — советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР.

Разработка была начата силами заключённых конструкторов и инженеров специального КБ НКВД, СКБ-29 в середине 1938 года.

Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени.

Ту - 2

Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолёт "103",  — двухдвигательный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик (дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик/фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.

 

29 января 1941 года летчик-испытатель М. А. Нюхтиков выполнил первый полёт. Выпускался с 1941 по 1948 год.

До конца войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Ту-2 оставался на службе до 1950 года.

Штурмовики ВВС РККА

Штурмовик - боевой летательный аппарат (самолёт или вертолёт), предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а так же для поражения наземных и морских целей.

Ил - 2

Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

 Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его: нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» или «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как: «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav)

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в войне с Японией.

Многоцелевые самолеты ВВС РККА

Многоцелевые самолеты позволяют решать широкий круг задач.

У - 2

У-2  — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.

У-2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами.

В Великую Отечественную войну применялся в качестве: легкого штурмовика (У-2ЛШ), легкого ночного бомбардировщика (У-2ЛНБ), самолета связи (У-2ВС), сельскохозяйственного самолета (У-2АП), гидросамолета (У-2М), пассажирского (У-2СП),  самолета санавиации (У-2С и С-2)

Як - 6

Як-6 — самолет, разработанный ОКБ А. С. Яковлева в 1942 г., сразу проектировался в двух вариантах — транспортном и бомбардировочном. При этом конструкторы стремились сделать его максимально простым в управлении, дешевым в производстве, с минимальным применением дефицитного в годы войны металла.

 

Большая часть самолетов Як-6 строилась в транспортном варианте. Отсек для 6 пассажиров или груза помешался за двухместной пилотской кабиной. С запасом топлива в 278 кг дальность полета в этом варианте достигала 580 км.

Гидросамолеты ВВС РККА

Гидросамолёт — самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность.

Бе - 2 (КОР - 1)

КОР-1 (корабельный разведчик-первый) — спроектировал и в 1937 году построил коллектив, возглавляемый Г. М. Бериевым. Конструкция этого двухместного однопоплавкового биплана металлическая, с полотняной обшивкой крыльев и оперения. Управление двойное.

КОР - 1 не относится к числу широко известных летательных аппаратов. Эта машина не могла похвастаться ни своей уникальностью, ни выдающимися летно-техническими характеристиками. Строилась она небольшой серией и недолго находилась в строю. Тем не менее, КОР-1 стал первым отечественным гидросамолетом, специально созданным для старта с корабельной катапульты.

Бе - 4 (КОР - 2)

КОР-2 (Бе-4) — палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в 1941 году ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Проходил испытания в 1942—1942 годах, в 1943—1945 выпускался малыми сериями.

 Бе-4 по сравнению со своим предшественником КОР-1 стал значительным шагом вперед. Эта летающая лодка была вполне современным, мореходным, сопоставимым по летно-техническим характеристикам со своими зарубежными аналогами корабельным разведчиком.

Авиация Ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Hawker Hurricane

Hawker Hurricane — британский одноместный истребитель времён Второй мировой войны, разработанный фирмой Hawker Aircraft Ltd. в 1934 году. Всего построено около 14 000 экземпляров.

Различные модификации самолёта могли действовать как перехватчики, истребители-бомбардировщики (известные также как «Hurribombers») и штурмовики. Для действия с авианосцев существовала модификация, называемая Sea Hurricane.

Всего, в качестве Британской военной помощи, за годы войны, в СССР было поставлено около 3 тысяч «Харрикейнов».

Supermarine Spitfire

Supermarine Spitfire — английский истребитель времён Второй мировой войны. По своей конструкции являлся одномоторным цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси.

Различные модификации самолёта использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика.

Всего было построено 20 300 экземпляров, включая двухместные тренировочные машины. Часть машин оставалась в строю до середины 1950-х годов.

Curtiss P - 40

Кёртисс P-40 — истребитель времён Второй мировой войны. Истребитель P-40 разработан американской корпорацией Curtiss-Wright Corporation. Основой конструкции послужил истребитель «Хок-75» (P-36), выпускавшийся с 1936 года.

С 1939 года поступает на вооружение ВВС США. Имел 19 модификаций. В общей сложности фирмой было построено порядка 15 тысяч истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 стран мира (в том числе 2243 самолёта были поставлены в СССР).

Последний серийный P-40 сошёл с конвейера 30 ноября 1944 года.

Bell P - 39 Airacobra

Bell P-39 Airacobra — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота).

 Половина всех выпущенных «кобр»,— более 4500 машин,— были поставлены в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.

Истребитель находился на вооружении пяти стран: США, Великобритании, СССР, Португалии и Австралии. 

Republic P - 47 Thunderbolt

Republic P-47 Thunderbolt — истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны.

Был одним из основных истребителей ВВС США. Особенно хорошо выполнял роль штурмовика.

Поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Машина создана компанией Republic Aviation Company под руководством конструкторов русского и грузинского происхождения А. Н. Северского и А. М. Картвели.

Официальное название машины, как и у многих других моделей компании Republic Aviation, связано со словом thunder — «гром» (англ. thunderbolt — удар грома).

К концу войны P-47 был самым массовым истребителем США.

Равно как и одним из самых тяжело бронированных — среди американских пилотов ходила шутка, что «Если вам на хвост сел Ме-109 — спрячьтесь за бронеспинкой и подождите, пока у него не кончатся патроны»

Douglas A - 20 Boston

Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston — семейство самолётов, включавшее штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран.

В ВВС стран Содружества известен под именем «Бостон», версия ночного истребителя называлась «Хэвок».

В ВВС США принят на вооружение под обозначением А-20 Хэвок.

«Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков. Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. 

North American B - 25 Mitchell

North American B-25 Mitchell — двухмоторный, цельнометаллический, пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия.

B-25 был назван в честь пропагандиста приоритетного развития Американских ВВС Уильяма «Билли» Митчелла (William «Billy» Mitchell), и первая серийная машина поднялась в воздух 19 августа 1940 года.

B-25 применялся в качестве бомбардировщика, штурмовика, транспортного самолета. 

Всего в СССР по программе ленд-лиза было отправлено 870 В-25, из которых до места дошел 861.